Сегодня мы со старшей дочерью были на спектакле "Винсент ван Гог, жизнь в картинах", проходившем в рамках фестиваля детских театров "Гаврош" и приуроченного к перекрестному году "Россия-Нидерланды".
Чудеса начались уже тогда, когда мы покупали билеты - пока мы немного думали, на какое время и в каком составе пойти, к концу августа в кассе остались только два последних билета, и чудо того, что мы их успели купить, произошло...
Надо сказать, что моя любовь к ван Гогу и его творчеству скорее похожа на безумную страсть, это правда... Я не буду рассуждать много о ней, я просто очень ценю его творчество и, основываясь на том, что мне известно о его жизни, как и большинству из нас, преимущественно из его писем к брату Тео и друзьям, мне близки и понятны его многие взгляды на жизнь, его неудержимая страсть к тому, чтобы творить то, что он чувствовал и о чем мечтал, его сомнения и одиночество, его страсть и падения, его дикая эмоциональность и интуиция, обостренное чувство долга и иногда безудержный эгоизм, его желание познать и вместить и наложить друг на друга пласты накопленного опыта как общечеловеческого, так и художественного, его ценности и его дух бунтарства против предопределенности судьбы и выбираемых дорог... Мне он интуитивно близок и понятен и дорог, как брат по духу, как бы высокопарно или высокомерно это не звучало...
Я очень люблю смотреть на его картины - и в репродукциях, и в оригиналах, а его письма к брату и друзьям - одни из самых почетных на моей книжной полке и прочитаны не однажды на разных языках для лучшего понимания (и, должна признаться, единственная прочитанная мною чужая переписка, потому что, как это ни странно, я не могу читать чужие письма даже после того, как они становятся вроде как достоянием истории). Именно поэтому увидеть представление, которое дается его соотечественниками, по его произведениям и сопровождаемое музыкой современников Винсента, было абсолютно необходимо.
...Анастасия, моя старшая дочь, тоже имеет свою точку зрения на его творчество и уже несколько лет называет его своим любимым художником и бережно хранит репродукции на отдельной полке с книгами про него и открытками из музеев Москвы и Амстердама.
Так сложилось, что в театрах мы, к сожалению, бываем нечасто (ошибка, которая стоит отдельной работы над ней!), поэтому ожидания хорошего и качественного спектакля было. Но то, что мы выйдем оттуда потрясенные - йдеей, ее донесением до аудитории, игрой, бурей эмоций и как бы прожитыми перед нами жизнями с чувством, что мы окунулись в 19 век - правда, не ожидала.
Спектакль необычен и замечателен многим. Кроме того, что он был создан по просьбе музея Ван Гога и основан на переписке братьев Винсента и Тео, что само по себе интересно - не так часто пьесы пишутся по заказу музеев.
Во-первых, там играет только один голландский актер - Франк Гроотенхоф (Frank Grootenhof). Играет в моноспектакле две сильнейших эмоциональных и глубоких роли Винсента и его брата Тео.
Во-вторых, великолепна подборка репродукций, проецирующихся на огромный экран. Они так тщательно продуманы и так соответствуют письмам братьев, что даже не знакомым с этим литературным наследием, лекго окунуться в атмосферу и понять идеи художника и его чувства и эмоции, выраженные на холстах.
В-третьих, музыка современников Винсента, звучащая во время спектакля (а в оригинальной версии спектакля на сцене Амстердама сопровождающаяся игрой небольшого оркестра), создает великолепную атмосферу - трагичности или просветления - и однозначно способствует эффекту погружения во время на более, чем век назад (это было одно из впечатлений, которым поделилась моя дочь - полный эффект присутствия в другом времени несмотря на минимальные декорации). Если вспомнить, что театр Франка - музыкальный - становится еще более понятным качественный выбор музыкального сопровождения.
В-четвертых, как я уже упомянула, декорации минимальны - стол, стул, лампа с абажуром для поддержки образа Тео и чемодан, палитра с мольбертом и скамья для Винсента - и отчасти именно благодаря этому все внимание зрителя сосредоточено на героях. C учетом того, что основная аудитория, для которой создавался спектакль - зрители младшего школьного возраста и подростки - это идеально выбранный прием сосредоточения.
Ну и самое главное - все эти приемы и пропорции соединения классической школы игры с полноценной поддержкой современными технологиями (проектор, воспроизводимая музыка Ван Бри, Дипенброка, Вилэрта, Рейнемана, Пэрри, Воан-Уильямса, Элгара, Мендельсона, Бизе, Листа, Сати, Дебюсси, Дюпара, Шабрие, Рааеля и Форе ) - и то, что является, пожалуй, самым главным в любом деле, а уж тем более искусстве - душа и истинные чувства создателя, сделали возможным нашу встречу с тем, что я назвала в начале обыкновенным чудом. Ведь в первую очередь они совершаются там, нде их ждут, теми, кто хочет отдать часть своей души.
Я - эмоциональный человек и не скрывала своих слез во время спектакля (а таких моментов было достаточно) и не стеснялась стоя сказать браво Мастеру Франку, сыгравшего Мастера Винсента и его единственного верного друга Тео. Я люблю такой театр. И в следующий раз, когда я буду в Амстердаме, я постараюсь подгадать расписание и привести туда на представление после посещения музея Ван Гога и, возможно, музея Кроллер-Мюллер, своих подросших детей, рассказав им, что однажды в этой стране, Голландии, родился гений и удивительный человек...
Отдельно и огромное спасибо "Театриуму на Серпуховке" под руководством Терезы Дуровой, который настолько мудро выбрал спектакль для фестиваля детских театров "Гаврош".
Источники:
http://ria.ru/culture/20130922/964940128.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий