воскресенье, 2 ноября 2014 г.

История Амстердама в изложении Герта Мака - Кровавый Дом и мудрые торговцы

Есть в Амстердаме здание, носящее имя Кровавый Дом (на набережной Астел, 216), причем легенда гласит, что знаки и рисунки красного цвета на нем оставил более 300 лет назад амстердамский дипломат и бургомистр  Конрад ван Беннинген, использовавший для написания то ли красный мел, то ли собственную кровь (причем в последнем утверждении может содержаться истина, учитывая степень его сумасшествия в последние годы жизни).

"...под намалеванными голубой краской грубыми буквами проступили другие рисунки: звезды, парусный корабль, какие-то странные знаки, часть имени: "Ван Бенниген..." Если приглядеться внимательнее, из странных закорючек можно было сложить имя - Якоба. Еа первый взгляд казалось, что странные знаки - дело местной детворы. Однако, это не совсем не так.

Все надписи, неясные, но еще разборчивые, оставил более 300 лет назад амстердамский дипломат и бургомистр Конрад ван Бенниген в последние годы своей жизни.

<...> О Кровавом доме, как здание называли в течение нескольких столетий, всегда ходили страшные слухи. Говорили, что надписи на нем не смыть, что они становятся все яснее с каждой попыткой от них избавиться. Правда, сейчас из них видны немногие. Однако, когда в 1937 году фасад решили очистить от вековых наслоений с использованием передовых на тот момент технологий, надписи проступили очень явно: буквы древнееврейского языка, корабли с мачиами и развевающимися флагами, пентаграммы и октаграммы, имя - ван Беннинген и имя - Якоба (так звали жену дипломата)

И сейчас еще можно различить древнееврейское имя Магог, названное в Книге Пророка Иезекииля. <...> Очистить дом от надписей не удалось. Слабо, но читаемые, они продолжали проступать на каменной кладке, несмотря на все усилия строительных рабочих, атакующих фасад, держа наперевес насосы высокого давления

Coenraad van Beuningen, 1673,
by Caspar Netscher
Конрад ван Беннинген был выдающимся дипломатом своего времени, этакий Генри Киссинджер Амстердама XVII столетия. Он родился в благородной семье, в 19 лет стал секретарем известного поэта и государственного деятеля Константина Хейгенса, через год уже работал секретарем Городского Совета, а потом - директором Голландской Ост-Индской компании и шесть раз избирался бургомистром"

Учитывая, что период деятельности исторического персонажа (а также предположение о том, что он страдал биполярным синдромом), неудивительно, что его рассудок мог не выдержать всех перепитий, включавших дипломатические победы и поражения, милость и опалу Королевского двора, личные проблемы и в семейной и общественной жизни (женился дипломат  поздно и под влиянием этого события даже подал прошение об отставке с должности бургомистра в 1668 году, что было неслыханным решением и желанием), и проблемы финансового характера (под влиянием нарастающего безумия ван Беннинген спекулировал на акциях Ост-Индской компании, теряя огромный деньги).

Несмотря на столь непростую и завершившуюся окончательным погружением в бездну безумия (в 1693 году, два года спустя после помещения под замок и присмотр в маленькой квартирке на Амстеле, он умер, оставив после себя "плащ и два японских платья, прикроватный столик, пару стульев, пюпитр для чтения, овальное зеркало, четыре старых табурета и "Портрет Неизвестного" Рембрандта, который оценили в семь гульденов)", Конрад ван Беннинген был замечательным человеком. "До того, как безумие разрущило его блестящий ум, он мог бы по праву носить титул идеального амстердамского купца, mercator sapiens - торговец мудрый."

Само понятие торговца мудрого (понятие, пришедшее из речи знаменитого писателя и ученого Каспара Барлеуса, произнесенной им в стенах Сиятельного Антея - Athenaus Illistre - Амстердама, прародителя Амстердамского Университета. Идеальный мудрый торговец служил ролевой моделью амстердамского общества в гораздо большей степени, чем хитрый торговец или, например, торговец-проповедник.


<...> 'Идеальный мудрый торговец служил ролевой моделью амстердамского общества в гораздо большей степени, чем, например, хитрый торговец или торговец-проповедник'.
Настощий мудрый торговей должен был происходить из хорошей семьи, что автоматически означало, что он сможет продолжать славные традиции своих предков. Он должен обладать достаточным капиталом, а если судьба его в этом плане обделила, жениться на девушке с хорошим приданым, пусть и стоящей немного ниже его на социальной лестнице. Он должен был участвовать в культурной жизни города, свободно говорить по-французски, в подходящих местах вкрапляя латинские словечки или крылатые фразы, и он должен был быть достаточно образован, чтобы со знанием дела поддержать разговор, касающийся древнегреческих или римских классических тексов, а также прекрасно разбираться в поэзии и живописи.
<...> Настоящий регент должен был исповедовать протестантизм, быть честным, сдержанным, умным и сведущим в классических дисциплинах, а также служить образцом для подражания в семейной жизни и бизнесе. За идеал принимался римский магистрат. Семейное богатство было одним из главных условий кандидата на вхождение в органы управления городом. Считалось, что привычка к большим деньгам убережет человека от многих искушений'
<...> Настоящий регент должен был исповедовать протестантизм, быть честным, сдержанным, умным и сведущим в классических дисциплинах, а также служить образцом для подражания в семейной жизни и бизнесе. За идеал принимался римский магистрат. Семейное богатство было одним из главных условий кандидата на вхождение в органы управления городом. Считалось, что привычка к большим деньгам убережет человека от многих искушений'


Вот такая история...

Источники: 
Геерт Мак "Амстердам: один город - одна жизнь"

Комментариев нет:

Отправить комментарий