Каждый из нас видел множнство произведений искусства. Не знаю, как вам, а мне всегда интересно не просто получать эстетическое удовольстие от картины, но еще и знать истории, с ней связанные. И, хотя, в определенной степени, я больше люблю первое впечатление - встречу с картиной, еще без дополнительных знаний, формирующих субъективное суждение, не могу не признать, что это случается не часто, а иногда эта дополнительная информация начинает раскручивать такие клубки интересных историй, что начинаешь радоваться, что ухватился за ниточку :)
Картина Диего Веласкеса "Венера с зеркалом" (или "Венера перед зеркалом", что не меняет сути) очень интересна. Кроме того, что это действительно общепризнанный шедевр мастера, ей есь о чем рассказать нам, зрителям.
...сначала совсем немного истории.
Родившийся в 1599 году в одном из самых богатых городов Испании того времени Севилье, Диего Веласкес учился живописи и знакомился с великим искусством и произведениями мировой культуры именно здесь. Талант мастера и успехи его произведений (в основном портретов) при дворе испансого короля, дали ему место придворного художника, что, впрочем, оказалось не столь привлекательным, каким может показаться сначала, обременив жесткой связью с системой правил и церемониалов, свзью с жизнью раздираемого интригами двора, участием в огромном театре формальных действий, хотя и дало невероятную почву для сюжетных портретов и изображений эпохи.
Второй особенностью, влиявшей на творчество Веласкеса, были рамки Церкви, столь жесткие для почти всех жителей Испании (сколь и вольные, впрочем, для сильных мира сего) и сущственно огрничивавшие рамки дозволенного для живописцев. Однозначно, женское обнаженное тело было табуировано, а учитель Веласкеса в свое время даже оставил подробные инструкции о том, как следует писать обнаженную натуру - дамы могли быть только мифологическими или библейскими героинями, выписанными без нарушения норм благонравия, с натуры могли быть написаны только руки и лицо, а остальные части тела - только с гравюр итальянских и немецких мастеров.
И вот тут-то становится понятным, что само появление чувственной Венеры Веласкеса - поистине чудо. Не знаю, как у вас, а у меня при взгляде на нее не возникает ни малейшего чувства, что она написана с чьей-то гравюры )
Существует множество версий того, кто изображен на картине. Представить себе, что в условиях жесточайшиз запретов на вольнодумство, кто-то мог позировать в мастерской в Испании - достаточно смелое предположение (зотя и является одной из версий). Первой все-таи является предположение, что на картине изображена возлюбленная Диего, итальянка, с которой он проводил много времени в течение трехлетней поездки в Италию 1648-1651 гг, где проводил время в изучении произведений искусства и занимался пополнением коллекции для короля Испании. Вполне вероятно, что это была та самая неизвестная по имени женщина, которая не дала зачахнуть во время трехлетнего пребывания в Италии знойному и чувственному испанцу (по неизвестным истории причинам, в поездку жена Веласкеса с ним не поехала) и даже родила ему сына, на содержание которого он посылал деньги в дальнейшем.
приятелем. Возможно, ему хотелось иметь портрет с изображением прекрасного тела в своих покоях даже тогда, когда прелестницы не было рядом.
Скорее всего, и Веласкесу, получившему во время путешествий по Италии и встретившегося с сиянием красот женских тел как произведениях современнников - Тициана, Тиноретто, Джорджоне и других - так и с произведениями античности, было интересно написать шедевр, подобный "Венере с зеркалом" Тициана (которая, кстати, несмотря на запреты Великой Инквизиции висела в покоях любвеобильного монарха, не однажды замаливавшего далеко недетские грехи щедрыми пожертвованиями Церкви). Знание Веласкеса об истории 1638 года, когда монарху захотелось обладать одной из монашенок монастыря сан-Пласидо (а практика поставки хорошеньких женщин всесильному королю была поставлена на поток), но его притязания были отвергнуты и почти высмеяны настоятельницей монастыря, за что его послушницы горько и по-настоящему жестоко поплатились честью и даже жизнями, а монарх замаливал и дорого откупался за тот грех, и понимание того, что один из участников цепочки поставок деввушек ко двору, влиятельный граф Оливарес, родственник заказчика "Венеры" остался безнаказанным после встречи с Инквизицией (как будто могло быть иначе), возможно дали Веласкесу надежду, что его произведение не постигнет костер, а его самого - незавидная участь.
Картина проста по композиции и колориту, белоснежная женщина, возлежащая на шелковых простянях в непринужденной и даже несколько провокационной позе, смотрится в зеракло, поддерживаемое Купидоном (который, возможно, был добавлен для вящей попытки превратить чувственное прекрасное тело смертной возлюбленной Веласкеса или Гаспара в тело античной богини - неубедительно, кстати, с моей точки зрения). В отличие от Венер итальянских, фламандских и немецких, испанская повернута к зрителю спиной, что на самом деле делает ее даже более коварной в искушении, которое она дарит зрителю - занятая собою, она предоставляет фантазиям развиваться по усмотрению зрителя, не нарушая течения собственной жизни.
Еще одна любопытная деталь - зеркало. В испанской традиции зеркало служило в картине символом для подчеркивания внутреннего взгляда героя на себя и философско-поучительного напоминания о том, что герой погружен в самосозерцание для духовного совершенствования и постижения Божественного замысла согласно католичнской морали. Нечего и говорить, что в этой картине мастера Зазеркалья (вспомните знаменитые "Менины" или "Пряхи"), считавшего зеркала своими подматерьями, речь не идет о глубинном взгляде внутрь себя, способствующем умерщвлению плоти и возышению Духа.
Картина долгое время оставалась в спальне Гаспара, тайна картины свято хранилась, чтобы не навредить ни заказчику-обладателю, ни художнику. После смерти Гаспара картина досталась его дочери Каталине, маркизе дель Каприо, а когда она вышла замуж за одного из герцогов Альба, перешла в их дом. В начале XIX века картина принадлежала музе Франсиско Гойя, Каэтане Альба, с которй он писал свою "Обнаженную маху", а после смерти Каэтаны в 1802 году картина была продана по приказу короля Карла IV его фавориту Мануэлю Годою. после изгнания последнего из Испании, конфискованная у Годоя картина перешла к Джону Морриту (другу Вальтера Скотта), оценившего сокровище. После разорения его наследников и их решения продать картину покупателю за океаном, о картине заговорила вся Британия - и начала собирать деньги на сохранение шедевра. Одним из решающих вкладчиков был восхищавшийся картиной и хорошо знавший ее король Эдуард VII. Так произведение осталось в Британии и было выставлено в Лондонской Национальной Галерее в 1905 году.
К сожалению, перепетии не закончились, и в 1914 году будущий искусствовед (!) Мэри Ричардсон, суфражистка и борец за права женщин, сочла выставление Венеры пропагандой порнографии и примером эксплуатации женсого тела, нанесла семь ударов принесенным топориком...
К счастью, картина бала спасена, и сейчас из зеркала смотрит на нас загадочная женщина, хранящая тайну своего имени, своего происхождения, но открывающая тайну чувственной красоты и дарящая нам встречц с прекрасным...
Источники: Ирина Опимах "Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях"
Картина Диего Веласкеса "Венера с зеркалом" (или "Венера перед зеркалом", что не меняет сути) очень интересна. Кроме того, что это действительно общепризнанный шедевр мастера, ей есь о чем рассказать нам, зрителям.
...сначала совсем немного истории.
Родившийся в 1599 году в одном из самых богатых городов Испании того времени Севилье, Диего Веласкес учился живописи и знакомился с великим искусством и произведениями мировой культуры именно здесь. Талант мастера и успехи его произведений (в основном портретов) при дворе испансого короля, дали ему место придворного художника, что, впрочем, оказалось не столь привлекательным, каким может показаться сначала, обременив жесткой связью с системой правил и церемониалов, свзью с жизнью раздираемого интригами двора, участием в огромном театре формальных действий, хотя и дало невероятную почву для сюжетных портретов и изображений эпохи.
Второй особенностью, влиявшей на творчество Веласкеса, были рамки Церкви, столь жесткие для почти всех жителей Испании (сколь и вольные, впрочем, для сильных мира сего) и сущственно огрничивавшие рамки дозволенного для живописцев. Однозначно, женское обнаженное тело было табуировано, а учитель Веласкеса в свое время даже оставил подробные инструкции о том, как следует писать обнаженную натуру - дамы могли быть только мифологическими или библейскими героинями, выписанными без нарушения норм благонравия, с натуры могли быть написаны только руки и лицо, а остальные части тела - только с гравюр итальянских и немецких мастеров.
И вот тут-то становится понятным, что само появление чувственной Венеры Веласкеса - поистине чудо. Не знаю, как у вас, а у меня при взгляде на нее не возникает ни малейшего чувства, что она написана с чьей-то гравюры )
Существует множество версий того, кто изображен на картине. Представить себе, что в условиях жесточайшиз запретов на вольнодумство, кто-то мог позировать в мастерской в Испании - достаточно смелое предположение (зотя и является одной из версий). Первой все-таи является предположение, что на картине изображена возлюбленная Диего, итальянка, с которой он проводил много времени в течение трехлетней поездки в Италию 1648-1651 гг, где проводил время в изучении произведений искусства и занимался пополнением коллекции для короля Испании. Вполне вероятно, что это была та самая неизвестная по имени женщина, которая не дала зачахнуть во время трехлетнего пребывания в Италии знойному и чувственному испанцу (по неизвестным истории причинам, в поездку жена Веласкеса с ним не поехала) и даже родила ему сына, на содержание которого он посылал деньги в дальнейшем.
![]() | |
Диего Веласкес "Венера с зеркалом" (1647-1651) Холст, масло, 1.22 х 1.77 м |
Скорее всего, и Веласкесу, получившему во время путешествий по Италии и встретившегося с сиянием красот женских тел как произведениях современнников - Тициана, Тиноретто, Джорджоне и других - так и с произведениями античности, было интересно написать шедевр, подобный "Венере с зеркалом" Тициана (которая, кстати, несмотря на запреты Великой Инквизиции висела в покоях любвеобильного монарха, не однажды замаливавшего далеко недетские грехи щедрыми пожертвованиями Церкви). Знание Веласкеса об истории 1638 года, когда монарху захотелось обладать одной из монашенок монастыря сан-Пласидо (а практика поставки хорошеньких женщин всесильному королю была поставлена на поток), но его притязания были отвергнуты и почти высмеяны настоятельницей монастыря, за что его послушницы горько и по-настоящему жестоко поплатились честью и даже жизнями, а монарх замаливал и дорого откупался за тот грех, и понимание того, что один из участников цепочки поставок деввушек ко двору, влиятельный граф Оливарес, родственник заказчика "Венеры" остался безнаказанным после встречи с Инквизицией (как будто могло быть иначе), возможно дали Веласкесу надежду, что его произведение не постигнет костер, а его самого - незавидная участь.
Картина проста по композиции и колориту, белоснежная женщина, возлежащая на шелковых простянях в непринужденной и даже несколько провокационной позе, смотрится в зеракло, поддерживаемое Купидоном (который, возможно, был добавлен для вящей попытки превратить чувственное прекрасное тело смертной возлюбленной Веласкеса или Гаспара в тело античной богини - неубедительно, кстати, с моей точки зрения). В отличие от Венер итальянских, фламандских и немецких, испанская повернута к зрителю спиной, что на самом деле делает ее даже более коварной в искушении, которое она дарит зрителю - занятая собою, она предоставляет фантазиям развиваться по усмотрению зрителя, не нарушая течения собственной жизни.
Еще одна любопытная деталь - зеркало. В испанской традиции зеркало служило в картине символом для подчеркивания внутреннего взгляда героя на себя и философско-поучительного напоминания о том, что герой погружен в самосозерцание для духовного совершенствования и постижения Божественного замысла согласно католичнской морали. Нечего и говорить, что в этой картине мастера Зазеркалья (вспомните знаменитые "Менины" или "Пряхи"), считавшего зеркала своими подматерьями, речь не идет о глубинном взгляде внутрь себя, способствующем умерщвлению плоти и возышению Духа.
Картина долгое время оставалась в спальне Гаспара, тайна картины свято хранилась, чтобы не навредить ни заказчику-обладателю, ни художнику. После смерти Гаспара картина досталась его дочери Каталине, маркизе дель Каприо, а когда она вышла замуж за одного из герцогов Альба, перешла в их дом. В начале XIX века картина принадлежала музе Франсиско Гойя, Каэтане Альба, с которй он писал свою "Обнаженную маху", а после смерти Каэтаны в 1802 году картина была продана по приказу короля Карла IV его фавориту Мануэлю Годою. после изгнания последнего из Испании, конфискованная у Годоя картина перешла к Джону Морриту (другу Вальтера Скотта), оценившего сокровище. После разорения его наследников и их решения продать картину покупателю за океаном, о картине заговорила вся Британия - и начала собирать деньги на сохранение шедевра. Одним из решающих вкладчиков был восхищавшийся картиной и хорошо знавший ее король Эдуард VII. Так произведение осталось в Британии и было выставлено в Лондонской Национальной Галерее в 1905 году.
К сожалению, перепетии не закончились, и в 1914 году будущий искусствовед (!) Мэри Ричардсон, суфражистка и борец за права женщин, сочла выставление Венеры пропагандой порнографии и примером эксплуатации женсого тела, нанесла семь ударов принесенным топориком...
К счастью, картина бала спасена, и сейчас из зеркала смотрит на нас загадочная женщина, хранящая тайну своего имени, своего происхождения, но открывающая тайну чувственной красоты и дарящая нам встречц с прекрасным...
Источники: Ирина Опимах "Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях"
Комментариев нет:
Отправить комментарий