В зале N 5 Третьяковской галереи находится картина с интересным сюжетом и интересной судьбой.
Название - "Юный живописец" - можно и "прочитать" по самому сюжету. А вот с авторством некоторое время были проблемы.
Юный художник уверенно и сосредоточенно работает кистью (мне бы столько смелости - да еще и в изображении непоседливой еще более юной натуры!). Несмотря на то, что он еще совсем мальчишка, уровень мастерства позволяет ему работать над заказами. Матушка, строго грозящая пальцем, другой рукой нежно обнимает, наверное, подуставшую модель
Несмотря на верную атрибуцию картины по времени, авторство долго неверно приписывалось русскому художнику Антон Павловичу Лосенко. Лишь в 1913 году реставраторы и ученые, которые не принимали гипотезу об авторстве (из-за манеры и нестыковок деталей по времени) решились на смывку подписи "Лосенко" (Смывка подписи - событие неординарное в мире реставрации и происходит только пр полной уверенности, что под ней может находиться другая). После смывки первых букв "Л" и "О" обнаружились другие буквы, которые сложились в авторскую подпись "И. Фирсов". Возможно, картине набивалась цена (Лосенко был популярен и моден в конце 18 века).
Вероятнее всего, картина неавтобиографична, и Иван Фирсов, вполне возможно, изобразил годы ученичества одного из художников в Академии художеств.
Очевидна отсылка к творчеству французских художников, авторов жанровых сцен (прежде всего, Шардена), столь популярных в то время. В России же подобный жанр и трактовка пространства являются нестандартными для того времени.
Источники:
Владимир Порудоминский "Моя первая Третьяковка: рассказы о русских художниках"
Русские художники. Фирсов.
Название - "Юный живописец" - можно и "прочитать" по самому сюжету. А вот с авторством некоторое время были проблемы.
Юный художник уверенно и сосредоточенно работает кистью (мне бы столько смелости - да еще и в изображении непоседливой еще более юной натуры!). Несмотря на то, что он еще совсем мальчишка, уровень мастерства позволяет ему работать над заказами. Матушка, строго грозящая пальцем, другой рукой нежно обнимает, наверное, подуставшую модель
Несмотря на верную атрибуцию картины по времени, авторство долго неверно приписывалось русскому художнику Антон Павловичу Лосенко. Лишь в 1913 году реставраторы и ученые, которые не принимали гипотезу об авторстве (из-за манеры и нестыковок деталей по времени) решились на смывку подписи "Лосенко" (Смывка подписи - событие неординарное в мире реставрации и происходит только пр полной уверенности, что под ней может находиться другая). После смывки первых букв "Л" и "О" обнаружились другие буквы, которые сложились в авторскую подпись "И. Фирсов". Возможно, картине набивалась цена (Лосенко был популярен и моден в конце 18 века).
Вероятнее всего, картина неавтобиографична, и Иван Фирсов, вполне возможно, изобразил годы ученичества одного из художников в Академии художеств.
Очевидна отсылка к творчеству французских художников, авторов жанровых сцен (прежде всего, Шардена), столь популярных в то время. В России же подобный жанр и трактовка пространства являются нестандартными для того времени.
![]() | |
Фирсов И. И. "Юный живописец" (вторая половина 1760-ых) |
Источники:
Владимир Порудоминский "Моя первая Третьяковка: рассказы о русских художниках"
Русские художники. Фирсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий